В. МАЗОХИН

Матерь Мира и ее последователи

Тоненький, похожий на тетрадь журнальчик с претенциозно-загадочным названием: «Вельт-Шпирале. Журнал прогресса и обновления мира». На обложке — что-то вроде космической спиралевидной туманности. Открываем титульный лист. Что такое? «Декабрь 41 ММ», и тут же — 1965. Пытаемся проникнуть в тайну шифра, перелистываем прошлогодние номера и в одном из них находим объяснение, что отныне летосчисление ведется не с начала нашей эры, а с 1924 года, когда вышла первая из тринадцати священных книг «Агни йога» («Пламень души»), написанных Матерью Мира… Кажется, кое-что начинает проясняться: оказывается, мы, сами того не ведая, живем теперь в 42 году эры ММ, т. е. Матери Мира. Но кто же она, эта таинственная мироматерь? Кого представляет загадочный журнальчик?

Из опубликованных в нем материалов удается установить, что под «прогрессом и обновлением» подразумевается объединение всех религий, философских и научных систем под эгидой «Универало» — универсального космического божества. Помещено и его изображение — какое-то космическое тело, окруженное ореолом, и проект храма, смахивающего на допотопное чудовище…

Итак, вместо креста, полумесяца и прочих отживших эмблем культа — космическая туманность, вместо богородицы — Матерь Мира, вместо религий и наук — некая сверхидея, призванная объединить в себе и то, и другое…

История знает немало попыток создания универсальных сверхрелигий. Одну из них предприняла небезызвестная Елена Блаватская, основавшая в 1875 г. вместе с английским полковником Олкотом так называемое Теософическое общество, а по существу западную необуддийскую мистическую секту. Со смертью основательницы (в 1891 году) «Теософическое общество» зачахло и прекратило существование.

Идея примирения религии с наукой, идея слияния всех религий и научно-философских течений в некое универсальное мировое мистическое вероучение была подхвачена в середине нашего столетия неотеософами во главе с Еленой Рерих, основавшей в начале двадцатых годов в Риге так называемое «Общество йогов». Переехав в 1927 году вместе с мужем, известным художником, в Индию, Е. Рерих совершила большое путешествие по Тибету и близко познакомилась с этой цитаделью буддизма. По возвращении оттуда вдохновительница неотеософии «обогатила» доктрину Блаватской, провозгласив Тибет Шамбалой — мифической покровительницей религии… Когда-нибудь, гласит буддийское учение, Шамбала пошлет святое воинство, которое искоренит земное зло и положит начало «майтрейе» — эре обновления и усовершенствования мира… Е. Рерих включила это положение в священную книгу своего учения — «Агни йога». 13 томов этого «символа веры» неотеософов, по словам Елены Ивановны, были будто бы начитаны ей мистическим маэстро Мориа (он же архистратиг Михаил), как когда-то Коран был начитан Мухаммеду архангелом Джебраилем.

В 13 томах «откровений» Е. Рерих основательно углубила мистические и суеверные стороны доктрины своей духовной наставницы Блаватской. «Труды» умершей в 1955 году Е. Рерих и рекламирует журнальчик «Вельт-Шпирале», издаваемый в Линце ревностным апологетом новой универсальной сверхрелигии неким Леопольдом Брандштеттером (он же — единственный автор всех статей, укрывшийся под весьма прозрачным псевдонимом «Леобранд»). Именно отсюда человечество может узнать, что Будда, Мухаммед и Христос передали свои полномочия новому «спасителю» — Матери Мира (то бишь Рерих) вкупе с ее небесным супругом Планетарным Логосом (разумом), замещающим бога-отца (Иегову, Саваофа, Аллаха и т. д.)

Ныне последователи Е. Рерих во главе с Леопольдом Брандштеттером, несмотря на свою малочисленность, развили бурную деятельность в ФРГ и Австрии. Только в октябре прошлого года, например, они выступили с лекциями в Гамбурге, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе, Ганновере, Бремене, Аугсбурге, Вене и Зальцбурге, т. е. во всех крупнейших западногерманских и австрийских городах. Святые таинства Универало — универсального божества, оно же воплощение новейшей Святой троицы — вот главный предмет разглагольствований современных апостолов Матери Мира.

«Великое таинство святой троицы слагается не из бога-отца, бога-сына и святого духа, — вещает Леопольд Брандштеттер, — универсальное божество, Универало, воплощает в себе единство трех принципов: святого духа, женского принципа и мужского принципа».

Из дальнейших разъяснений узнаем, что женский принцип порожден космосом, оплодотворенным святым духом, а третий принцип, мужской, порожден женским, заменяя собой и бога-отца и бога-сына…

Много страниц еще можно было бы исписать, повествуя о чудесных метаморфозах, каковые претерпели крупнейшие мировые религии и философские системы в бредовых спиралях неотеософов. Но ясно одно — очередная попытка создания новой сверхрелигии обречена на такое же забвение, как и все предшествующие.




Наука и религия. 1966. № 4. С. 74–75.

Исключены иллюстрации:

Неотеософская Матерь Мира Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова). Портрет работы Святослава Рериха.

Универало — универсальное космическое божество неотеософов.

Проект храма Универало.