Пожалуй, одним из самых интересных объектов исследования в творческом процессе Ивана Ефремова станут со временем его "альбомы". Каждый "альбом" — это объемистая папка, в которой собраны записи, связанные с общей конструкцией будущего произведения, обликом действующих лиц, и также хронологические расчеты, таблицы и разнообразный справочный и информационный материал, заметки по всем вопросам, имеющим отношение к данному произведению.
Страницы рукописного текста перемежаются с вырезками и фотографиями людей, которые могли бы послужить прототипами героев будущего романа. Здесь очень много красивых женщин разных рас и народов, мужчин — актеров, культуристов, просто знакомых. Жанровые и исторические картины; ландшафты и городские пейзажи; подборки по животным. Особенно подробны материалы по лошадям — наряду с картинами и фотографиями здесь собраны таблицы и даже анатомические данные животных.
В "альбоме", посвященном "Таис Афинской", собраны изображения деталей древней архитектуры, старинные орнаменты, скульптуры, ансамбли зданий. В "альбоме" "Лезвие бритвы" — фотографии и гравюры индийских храмов, скульптур и барельефов.
К сожалению, рассказывая об архивах Ефремова, мы можем ознакомить читателя лишь с самой незначительной частью этого почти не изученного литературоведами богатства. Не имея возможности выехать за рубеж — писателя не выпускали из страны, — Иван Антонович собирал буквально по крохам все, что могло пригодиться ему для создания бессмертных произведений. Можно представить себе, как обогатился бы мир Ефремова, если бы ему довелось посетить ту же Индию или Грецию, где он мечтал побывать. Увы, ему приходилось довольствоваться картиной мира, являвшейся лишь в отраженном свете. И все равно он был прекрасен, этот мир ефремовских героев!
Польская актриса Барбара Квятковска — прообраз Симы Сеталиной — главной героини повести "Лезвие бритвы". Примечание распознавателя: В романе фамилия Симы — Металина. |
|
Прототип Ивана Гирина ("Лезвие бритвы") — итальянский актер Амадео Нацари. Примечание распознавателя: Актер — прототип в плане внешности. По существу же прототипом Гирина является знаменитый палеонтолог, врач по образованию, Алексей Петрович Быстров — друг Ефремова. |
|
"То, о чем говорил Гирин на лекции "О двух степенях прекрасного": линия бедер у Симы абсолютно без малейшего западания". |
|
"Хотя и в шутливой форме, но верное изображение идеи фигуры Тиллоттамы" — примечание Ефремова. Тот же рисунок в "альбоме "Таис Афинская" дан как прообраз Таис. |
|
С. Рерих, "Наставник" — прототип гуру Свами Витаркананда ("Лезвие бритвы"). |
Опубликовано в журнале "Чудеса и Приключения", 1992, № 7-8, с.31.