ПОРОГ НЕВЕДОМОГО

Крупный успех произведений И. А. Ефремова, естественно, поставил вопрос в советском литературоведении о необходимости серьезного анализа творческого метода писателя, тесно связанного со всей историей его жизни, жизни, пожалуй, не менее интересной и романтичной, чем судьбы многих из созданных им героев. Такого рода задачу взялись разрешить и в целом хорошо разрешили авторы выпущенной издательством «Советский писатель» книги «Через горы времени» Е. Брандис и Вл. Дмитревский. 1

Широкая популярность произведений И. А. Ефремова объясняется тем, что в них всегда талантливо сочетаются художественные достоинства, занимательность с глубокой познавательностью. Книги И. А. Ефремова будят в человеке мысль и высокие чувства. О чем бы ни рассказывал нам писатель — о приключениях древнеегипетских мореплавателей или о встречах межзвездных скитальцев, — за каждой страницей написанного им кроется исключительная сила духа, разум и высокий гуманизм его литературных героев.

К творчеству И. А. Ефремова можно, конечно, относиться по-разному, но к нему нельзя оставаться равнодушным. Автору этих строк, геологу, не раз приходилось принимать участие в самых жарких дискуссиях относительно рассказов и повестей И. А. Ефремова, разгоравшихся среди его товарищей то в тундре Арктики, то на корабле под экватором, то на берегах ледяного континента. Высказывались различные мнения о частностях, но все были единодушны в одном: именно так и надо писать в этом жанре.

Книга Е. Брандиса и В. Дмитревского — это многоплановое произведение. Прежде всего читатель найдет в ней увлекательное описание биографии И. А. Ефремова — вдохновляющего примера для молодежи. Специальные разделы книги отведены детальному разбору научного и литературного метода работы писателя. В них читатель благодаря умелому привлечению авторами книги ряда биографических, литературоведческих и философских элементов как бы вводится в творческую лабораторию И. А. Ефремова.

Один из разделов книги посвящен «африканскому циклу»: произведениям «Путешествие Баурджеда», «На краю Ойкумены», «Адское пламя» и «Афанеор, дочь Ахархеллена». Выделение такого специального раздела вполне оправданно с точки зрения более полной характеристики творчества писателя, всегда живо интересовавшегося историческими судьбами пробуждающегося ныне черного континента.

Однако центральный и наиболее интересный раздел книги Е. Брандиса и Вл. Дмитревского посвящен разбору главного произведения Ефремова — «Туманность Андромеды».

«Туманность Андромеды» — это глубоко новаторское и, смело могу сказать, эпохальное произведение научно-фантастической литературы. Читая его, ощущаешь дыхание космоса, веришь в титаническое могущество науки и видишь захватывающие перспективы Коммунистического Завтра. Такое произведение хочется вдумчиво перечитывать по многу раз.

Е. Брандис и В. Дмитревский поступают правильно, подробно разбирая все основные проблемы, затронутые И. А. Ефремовым в «Туманности Андромеды». Особенно важно отметить стремление авторов подчеркнуть новаторство И. А. Ефремова, который одним из первых в советской научно-фантастической литературе воспринял и развил лучшие традиции социально-утопического романа. Читая эту главу, мы как бы вновь, но теперь уже при поддержке опытных гидов, совершаем прогулку в манящий мир «Туманности Андромеды» и с большей силой познаем научную и философскую глубину этого произведения.


П. ВОРОНОВ,
геолог

ЛЕНИНГРАД




Литературная Россия. 1964. 20 ноября, № 47(99). С. 11.



  1. Е. Брандис и Вл. Дмитревский. «Через горы времени». «Советский писатель». 1963. 220 стр. 71 коп.