«…Присудить Ленинскую премию 1970 года… Денисюку Юрию Николаевичу, кандидату физико-математических наук, начальнику лаборатории Государственного оптического института имени С. И. Вавилова, — за цикл работ «Голография с записью в трехмерной среде».
(Из постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров Союза ССР «О присуждении Ленинских премий в области науки и техники 1970 года»)
Рассказывает автор
кандидат физико-математических наук Ю. Денисюк:
<…>
Что натолкнуло вас на мысль заняться получением объемных изображений?
Этот вопрос затрагивает несколько личную тему, которой я обычно избегаю. Однако в данном случае постараюсь ответить возможно более откровенно, так как история возникновения моей работы до некоторой степени иллюстрирует сложную взаимосвязь науки с искусством.
Работа, которой я занимался, меня не удовлетворяла. Мне захотелось вернуться к любимой мною физической оптике. И я поступил в аспирантуру по этой специальности. С дерзостью, свойственной молодости, я решил придумать себе интересную тематику, взявшись за какую-то большую, стоящую на грани возможностей оптики задачу.
И тут в памяти всплыл полузабытый научно-фантастический рассказ И. Ефремова: производя раскопки, палеонтологи находят странную плиту, над которой парит в воздухе объемный портрет пришельца из чужого мира, погибшего миллионы лет назад… Сейчас я понимаю, что это было отчаянным решением — взяться за проблему объемного изображения с теми средствами, которые имелись в распоряжении оптики. Но тогда меня не смущали такие препятствия.
Значит, тему научного исследования вам задал писатель-фантаст?
Я не только не отрицаю своеобразного участия И. Ефремова в моей работе, но и подтверждаю его с удовольствием. Меня всегда поражала какая-то сверхъестественная способность художников слова предвидеть будущее столь образно. Как мог, например, Алексей Толстой описать в «Аэлите» старт большой ракеты с такой точностью?.. Ракета медленно отрывается от площадки, зависает в воздухе, а затем, быстро набирая скорость, исчезает в небе… Ведь маленькие ракеты, которые только и мог видеть А. Толстой, взлетают совсем иначе!
<…>
Литературная газета. 1970. 20 мая, № 21(4255). С. 11.
Приведен фрагмент интервью, имеющий отношение к И. А. Ефремову.