Передо мной лежит книга И. Ефремова «Великая Дуга». Это сборник повестей и рассказов. Они рисуют пеструю, удивительную жизнь древнего мира, говорят о подвигах египтян и греков и о столь же удивительных приключениях, находках и открытиях наших современников.

Я не геолог, не историк, не археолог, не географ. Я преподаватель литературы в школе. Поэтому не берусь говорить о специфике и точности в освещении научных вопросов, касающихся не моей специальности. Мне хочется поделиться мыслями, которые возбудила эта книга у меня, как преподавателя литературы.

Помню (это было года два тому назад), библиотекарь в доме отдыха на Рижском взморье, в ответ на мою просьбу дать почитать что-нибудь интересное, предложил книгу, написанную автором, о котором я почти ничего не знал. «И. Ефремов… На краю Ойкумены». Книга была издана «Молодой гвардией»… Рисунок на обложке был довольно интригующим…

— Почитайте, не оторветесь…

И произошло то, о чем с уверенностью говорил библиотекарь. История музейного экспоната — камня берилла, светоносного и прозрачного, с вырезанными на нем неведомым художником древности человеческими фигурками размером в мизинец, — вдруг ожила. Чудесно «заговоривший» камень поведал прекрасную повесть о любви и стремлении к свободе во что бы то ни стало. И, право, забывалось, что талантливый юноша Пандион, его друзья Кидого и Кави, пленительная девушка Тесса — плод фантазии художника.

Потом не раз я рекомендовал эту книгу ученикам. Многие, прочитав ее, спрашивали: «Что еще, такое же интересное, можно прочитать по истории?.. Хочу стать историком…». Быть может, такое желание стать историком по-юношески скоропалительно, но примечательно, что оно появилось именно после прочтения приключенческой, научно-фантастической книги. Неважно, станет или не станет такой впечатлительный читатель историком, важно другое: он обогатился духовно, его тронул, взволновал человеческий подвиг.

Писатель, взявший остро сюжетную, научно-фантастическую тему, должен увлечь читателей не только мастерством в построении коллизий, охватом материала, умением интересно подать его, но и своим чутким сердцем, поэтичностью, страстностью. Ведь он прививает не только любовь к науке, но и воспитывает качества большого человека. Герои научно-фантастических произведений пусть не только думают о новшествах и переворотах в той или иной области знаний, — пусть они красиво, подлинно по-человечески любят, дружат, страдают, грустят. Пусть каждый читатель, познакомившись с ними, создаст в своей душе тот «Эверест», ту высокую цель, о которой чудесно говорит Ефремов в рассказе «Белый Рог».

Алексей Толстой писал: «То, что происходит сейчас в нашей стране, те темпы, которыми все это осуществляется, говорят сами за себя. База для творчества поистине огромна. Отсюда вывод, что есть все предпосылки, сама жизнь их дает для развития научно-фантастического романа». Тут и спорить не о чем. Нужно только отчетливо представлять себе, что в центре повествования должен стоять человек. Нужно сознавать воспитательную роль этой литературы, которая иной раз у нас считается неким второсортным творчеством. Явное заблуждение, если мы думаем о становлении молодого человека, о выборе им путей в жизни! Не будем превращаться в педантов типа диккенсовского «учителя» Гредграйнда из романа «Тяжелые времена»: именно этот, с позволения сказать, наставник молодежи кричал о недопустимости фантазирования, о недопустимости вопросов «почему?» и «отчего?». Сама жизнь опровергает этот педантизм. И очень хорошо, что все чаще и острее ставится у нас проблема этического и эстетического воспитания молодого поколения. Научно-фантастическая, приключенческая литература должна сыграть в этом деле определенную положительную роль.

С. ШИПОВСКИЙ,
преподаватель литературы
школы № 578 г. Москвы


Литературная газета. 1956. 16 октября. С. 2.