КАКИМ ЖЕ ОН БУДЕТ, КОММУНИЗМ?

Лекция подходит к концу. Преподаватель проникновенно, горячо говорит студентам об исторических решениях внеочередного XXI съезда партии, о ростках коммунизма в нашей действительности.

— Мы уже сейчас открываем дверь в коммунистическое общество. Это общество теперь не является для нас отдаленным будущим. Вам, молодежи, выпала завидная судьба не только строить коммунизм, но и жить при коммунизме…

После лекции около преподавателя тесный круг студентов. Сыплются вопросы. Вихрастый паренек с горящими глазами допытывается:

— Скажите, пожалуйста, каким же он будет, коммунизм?

Студенты застывают в ожидании: этот вопрос всех интересует. Но чтобы на него ответить, кроме знаний, нужно и творческое воображение. Хорошо бы в данном случае лектору да и всякому пропагандисту сослаться на какие-либо интересные, умные книги, которые в популярной научной форме или, еще лучше, в художественных образах рассказали бы о коммунистическом обществе. Такие книги преподаватель, мог бы прокомментировать, согласиться или поспорить с их авторами и таким образом втянуть слушателей в горячую, задушевную беседу о коммунизме.

Но… таких книг пока мало. Редко печатают статьи на эту тему и научные журналы.

В этой связи понятен интерес, который вызвал роман И. А. Ефремова «Туманность Андромеды». И хотя о нем уже писалось, мы считаем целесообразным высказать свое мнение — мнение преподавателя истории партии, пропагандиста — по поводу этого произведения, дающего пищу для раздумья о будущем человечества.

* * *

Оговоримся заранее: мы не ставим здесь целью дать оценку того, как в книге И. А. Ефремова освещены проблемы развития техники будущего и космических полетов, хотя это одна из наиболее привлекательных и сильных ее сторон. Не будем также касаться ее литературно-художественных достоинств. Обо всем этом пусть скажут специалисты.

Нам хотелось бы выделить одну весьма важную сторону книги, а именно попытку автора изобразить хозяйственную и общественную организацию развитого коммунистического общества, характер труда, быт, культуру, постановку воспитания. И. А. Ефремов стремится представить облик будущего общества, исходя из основных положений марксистско-ленинской науки и реальных фактов нашей действительности. Правда, попытка эта еще далеко не полностью увенчалась успехом. В книге много спорного, а иногда и вовсе не приемлемого. Но главные стороны общественного устройства при развитом коммунизме в романе раскрыты, по нашему мнению, правильно.

Из книги читатель получает представление о колоссальном развитии производительных сил общества. И речь идет не о простом количественном их наращивании, а о громадном скачке по сравнению с теперешним уровнем производительных сил. Это правильная мысль. Она помогает нам яснее и глубже понять значение проблемы создания материально-технической базы коммунизма.

В этой связи привлекают внимание нарисованные автором картины благоустройства планеты и разумного использования ее природных богатств. В центре, по экватору, землю опоясывает линия тропических лесов, снабжающая всю планету древесиной. По обе стороны этой линии идут два земледельческих пояса и два пояса, в которых расположены автоматические заводы. Ближе к полярным районам в обоих полушариях тянутся полосы степей, где развивается животноводство; здесь установлена дозорная служба, в задачу которой входит истребление очагов заразных бактерий, хищных зверей и т. д. (этим занимается преимущественно молодежь). Люди живут в двух поясах — северном и южном, пролегающих в местах умеренного климата и в субтропиках; поселения размещаются в основном по берегам морей, озер, больших рек.

В основе картины, нарисованной И. А. Ефремовым, лежит безусловно правильная мысль о рациональном размещении производительных сил, дающем возможность полностью использовать природные ресурсы. Многое в этом направлении делается уже сейчас. Кооперация и специализация социалистического производства, которые развиваются в СССР на основе перспективных планов, международное разделение труда между странами социалистического лагеря открывают необъятные перспективы экономии человеческого труда, являются могущественным факторм бурного развития производительных сил.

В то же время далеко не со всем в рассуждениях автора можно согласиться. Сомнительно, например, что заводы будут расположены только в определенных поясах. Ведь гораздо целесообразнее и экономичнее для общества расположить заводы в местах наличия сырья, чтобы в жилые пояса доставлялась уже готовая продукция. Маловероятно также расселение всех людей в двух жилых поясах. Конечно, промышленные предприятия предпочтительно строить подальше от жилья. Это уже сейчас делается в СССР, а при идеальном транспорте будущего станет еще более возможным. Однако удалять производство от жилья нельзя до бесконечности, ибо это привело бы к неоправданным затратам на транспорт и фактически удлинило бы рабочее время людей. Очевидно, в будущем люди разрешат эту проблему как путем некоторого удаления заводов от жилищ, например за пределы защитной зеленой полосы, так и путем устранения вредности самих производственных процессов.

Что касается расселения людей, то скорее всего они не будут скопляться в каких-либо жилых поясах, а расположатся по всей планете в крупных производственно-потребительских, очень благоустроенных центрах и примыкающих к ним городах-спутниках. У нас уже сейчас при новом градостроительстве применяется принцип микрорайонов, связанных единством городской жизни. В этом случае может быть достигнута высокая степень благоустройства городов.

На XXI съезде КПСС товарищ Н. С. Хрущев говорил: «Некоторые вульгарно представляют себе коммунистическое общество как бесформенную и неорганизованную, анархическую массу людей. Нет, это будет высокоорганизованное и слаженное содружество людей труда. Для того, чтобы управлять машинами, каждый должен будет в определенное время и в установленном порядке выполнять свои трудовые функции и общественные обязанности».

Автор «Туманности Андромеды» исходит в основном из этого положения марксизма-ленинизма, когда рисует организацию труда при коммунизме.

Труд в этом обществе уже давно стал насущной потребностью людей. Существуют центральная и местные станции распределения рабочей силы. Каждый желающий или вынужденный по состоянию здоровья переменить работу обращается в ближайшую из таких станций и по ее указанию направляется на новое место. Распределение рабочей силы происходит по плану, с учетом интересов и наклонностей каждого трудящегося. О том, куда именно и сколько требуется рабочей силы в данное время, объявляется по радио. Станции ведут учет желающих работать в том или другом месте и в соответствии с планом направляют их на производство. Так как уже ликвидировано существенное различие между трудом умственным и физическим, а каждый человек развит всесторонне, перераспределение рабочей силы происходит сравнительно легко. Например, один из героев книги, выдающийся ученый Дар Ветер, работает последовательно: машинистом спиральной дороги, механиком машин по сбору плодов, заведующим внешними станциями Великого Кольца, рабочим на археологических раскопках и в рудниках, где добывается титан, руководителем работ по восстановлению разрушенного искусственного спутника Земли. В книге находит свое конкретное выражение известное высказывание В. И. Ленина о «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных» людях коммунистического общества (Соч., т. 31, стр. 32).

Процесс подготовки таких всесторонне развитых людей у нас уже начался и будет в дальнейшем ускоряться, понятия «интеллигент» и «рабочий» все больше будут терять свой старый смысл. На июньском (1959 г.) Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев говорил, что по сравнению с нынешним временем «при коммунизме будет значительно больше научных учреждений, конструкторов и других специалистов; рабочие, обладая большими знаниями, также будут управлять сложными машинами, дающими высокую производительность. Нам важно подготовиться к этому и психологически, надо направлять и организовывать работу именно в таком направлении».

Интересно намечена автором книги линия развития самоуправления в будущем обществе.

Важнейшим руководящим центром планеты является Совет Экономики. Это верховный орган. При нем существуют консультативные учреждения и различные академии (по производительным силам, психофизиологии труда и другие). Наряду с этими органами существует Совет Звездоплавания, которому подчиняется ряд управлений, ведающих космическими полетами, изучением других планет и др.

Можно упрекнуть автора в неудачном сравнении системы управления с человеческим мозгом; не очень правдоподобно появление таких учреждений, как Академия Горя и Радости, Академия Стохастики и Предсказания Будущего, Но в книге показано главное: строгая научность, пронизывающая структуру и деятельность всех органов управления, которые, по существу, одновременно являются научно-исследовательскими учреждениями. И остается только пожалеть, что речь идет почти исключительно о центральных, так сказать, «всепланетных», органах управления, в то время как читателю особенно интересно представить себе, как будет осуществляться самоуправление на местах, каким путем будет поддерживаться общественный порядок.

В книге И. А. Ефремова показан способ обсуждения людьми важных общественных проблем. Каждый человек или общественный орган может выдвинуть для всенародного рассмотрения любой вопрос, обоснованный достаточно вескими соображениями. Об этом объявляется по телевидению, и в обсуждении участвует все взрослое население, после чего Совет Экономики или другой орган, которого это касается, принимает окончательное решение. Надо полагать, что прообразом для этой картины послужили всенародные обсуждения проектов законов и решений, проводящиеся в настоящее время в нашей стране.

Подробно описывает И. А. Ефремов систему образования и воспитания в коммунистическом обществе.

Первые три трехлетние цикла обучения, установленные для детей 8—17 лет, носят форму интернатов и включают примерно тот же объем знаний, который дают наши начальные, восьмилетние и средние школы. Все циклы имеют элементы трудовой деятельности, которая постепенно с возрастом учащихся усложняется. В период четвертого цикла, когда юноши и девушки выполняют работу уже среди взрослых, они избирают себе профессии соответственно своим склонностям и способностям. Затем следует двухлетнее высшее образование, дающее право на самостоятельную работу в избранной специальности. Но и на этом обучение не заканчивается. Молодые люди, работая, продолжают учиться, приобретая другие специальности, так как у каждого имеется для этого достаточно свободного времени.

Стало быть, в обществе, которое описывает автор, воплощены слова В. И. Ленина о том, что «нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения…» (Соч., т. 2, стр. 440). Теперь мы стоим у порога этого времени. Реорганизуя нашу среднюю и высшую школу, связывая обучение с производительным трудом, мы уже практически идем по этому пути.

В коммунистическом обществе в равной степени будет уделяться внимание как умственному, так и физическому развитию человека. По-видимому, именно в силу этого в обществе, описанном И. А. Ефремовым, добились увеличения срока жизни до 150 и более лет. Как самые высокие качества людей будущего названы спокойствие, выдержка, умение владеть своими чувствами, неторопливость в решениях, глубокое понимание долга товарищества и взаимной помощи. Проявление нетерпения, горячности, болтливость, унижение человеческого достоинства, подхалимство расцениваются героями романа как самые отрицательные свойства, недостойные человека эпохи коммунизма. Например, когда звездолет «Тантра» по недосмотру астролетчика Пела Лина попал в сферу притяжения железной звезды и астроном Пур Хисс стал оскорблять Пела Лина, припоминая «давно вышедшие из употребления бранные слова пращуров», стратонавты брезгливо отвернулись от Хисса. Члены экипажа, в первую очередь командир звездолета Эрг Ноор. направили все свое внимание и энергию на то, чтобы исправить создавшееся положение.

Вместе с тем люди будущего показаны в книге не автоматами, лишенными эмоций, застрахованными от необдуманных и даже вредных поступков. Когда математик Бет Лон, заведующий внешними станциями Мвен Мас и физик Рен Боз поддались искушению и без разрешения произвели неудачные и опасные опыты, повлекшие за собой человеческие жертвы, это было расценено и осуждено как глубоко аморальный поступок.

В обществе, описанном И. А. Ефремовым, национального вопроса как такового уже давно не существует. Все народы Земли слились в один народ, с единым языком, с хорошо организованной, технически высокоразвитой мировой экономикой, общей культурой. И только в некоторых сторонах характеров и темпераментов отдельных людей, изображаемых в книге, в их танцах, искусстве чувствуются особенности, которые, будучи частью общей, единой культуры, уходят корнями в далекое прошлое, когда на Земле существовали нации и народности.

В плане разбираемых нами социально-политических проблем в романе имеются весьма крупные недостатки, иногда — неверные обобщения.

Конечно, автор писал роман, а не научное исследование, и очень трудно, опираясь на то, что есть сегодня, представить себе в подробностях жизнь людей в будущем. Но именно поэтому необходима особенно четкая и ясная методологическая позиция автора во всех вопросах, касающихся проблем общественного устройства.

Трудно, например, согласиться с И. А. Ефремовым, когда он пишет, что провинившиеся члены общества уезжают на оторванный от остального мира остров Забвения, где господствуют распущенные нравы давно минувших времен, «глухая безыменность древней жизни, эгоистических дел и чувств человека». Выходит, эти люди отрываются, изолируются (все равно, добровольно или нет, это не меняет существа дела) от общества, становятся вне его влияния и воспитательного воздействия. Здесь автором, по нашему мнению, допущена принципиальная ошибка. У нас уже сейчас некоторых нарушителей общественного порядка не «удаляют» от общества, а, наоборот, «приближают» к нему, отдавая их на поруки и перевоспитание коллективам предприятий, на которых они работают. В основе принципов перевоспитания лежит не изоляция правонарушителей от общества, а как раз наоборот — повышенное внимание общества к таким людям. Автор, рисуя остров Забвения, отходит от этого принципа.

В романе говорится о категории матерей, которые, не желая расставаться с детьми, уезжают на остров Яву и там, вне общественных интернатов, сами воспитывают своих детей. Кого же воспитывают эти мамы, уединившиеся на Яве, — членов коммунистического общества или маменькиных сынков и дочек? Вообще следует отметить, что семейная и личная жизнь людей будущего оказалась ахиллесовой пятой автора. Из того материала, который имеется в книге, трудно понять, есть в коммунистическом обществе семья или ее нет.

Странное впечатление производит то, что героиня книги Веда Конг, рассказывая о прошлом человечества, ни словом не упоминает о К. Марксе и Ф. Энгельсе, положивших начало теории научного коммунизма, о Коммунистической партии и ее вожде В. И. Ленине, о Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, открывшей новую эру в истории человечества.

Свобода людей в будущем обществе изображена несколько анархично. Захочет человек работать — работает, захочет мать сама воспитывать своего ребенка — воспитывает и т. п. На самом деле и в коммунистическом обществе будут свои формы общественного воздействия. Люди будут подчиняться требованиям планового и целесообразного развития, в том числе и в области воспитания. Нельзя забывать слов Ф. Энгельса, что свобода есть осознанная необходимость.

В книге И. А. Ефремова «Туманность Андромеды» имеются и другие недостатки. Но в ней есть и дыхание будущего, увлекательные перспективы развития и совершенствования человечества.

* * *

Нельзя не отметить и еще одну сторону книги И. А. Ефремова: она актуальна и публицистична, хотя и посвящена далекому будущему.

Рисуя общество будущего гуманным и высокоразвитым, автор всем духом и направленностью своего произведения воюет с человеконенавистническими фантазиями буржуазных писателей, которые переносят в будущее атомный психоз и неразрешимые противоречия современного капитализма, на все лады пророчат гибель человечеству. Примером такого рода фантазии служит роман английского писателя Олдоса Хаксли «Новый прекрасный мир». Заглянув на 600—700 лет вперед, автор увидел там общество, разделенное на высшие классы (альфа), которые правят миром, и безгласных рабочих (эпсилон), не умеющих даже мыслить. Само воспроизводство людей машинизировано, оно осуществляется на специальных фабриках-инкубаторах, где заранее определяется, сколько должно быть создано высших и низших представителей человеческого рода. Счастья и вдохновения для этих с позволения сказать «людей» не существует, так как они не способны ни чувствовать, ни волноваться, ни восхищаться, и принимают мир таким, каков он есть. Это мрачная картина застоя, маразма и полной дегенерации человечества.

Нечто подобное излагается и во многих других книгах буржуазных писателей-фантастов. Например, американский писатель И. Азимов в романе «Стальные пещеры» представляет себе людей будущего, ютящимися в страшно перенаселенных городах, с урезанным пищевым пайком, из-за которого идет непрерывная и беспощадная борьба. Как видит читатель, в таких книгах все поставлено с ног на голову.

Даже сравнительно прогрессивные буржуазные писатели, вроде американца Рэя Бредбери, известного советским читателям по роману «451 градус по Фаренгейту», рисуют будущее в мрачных красках, не видят радужных перспектив развития человечества. К ним присоединяются и буржуазные ученые. Видный английский ученый-физик Дж. Томсон в своей книге «Предвидимое будущее», переведенной на русский язык в 1958 году, высказывает много интересных мыслей о развитии техники. Но в вопросах социальных он никак не может отойти от классовых категорий, присущих капитализму, толкуя об угрозе перенаселения в будущем. Так, автор считает, что войны будут всегда, и причины их видит в «скуке, желании людей… бежать от серости будней к захватывающим приключениям».

Совершенно иное направление творчества у писателей, стоящих на позициях марксистско-ленинского мировоззрения. Они рисуют мир будущего многогранным, высокоразвитым технически и культурно, в котором живут свободные и счастливые люди труда и огромного творческого вдохновения. Таковы, например, книги молодых советских писателей братьев Ю. и С. Сафроновых «Внуки наших внуков», Г. Адамова «Изгнание владыки», поляка С. Лема «Магелланово облако», чеха Я. Вейса «Страна внуков».

В этой связи хотелось отметить и новое произведение И. А. Ефремова — повесть «Сердце змеи», в которой нашла отражение жгучая проблема современности — проблема полного запрещения ядерного оружия. Один из героев повести говорит своим спутникам по звездолету: «Наши современные писатели не любят писать о мрачном периоде конца капитализма. Вы знаете из школьной истории, что наше человечество в свое время прошло весьма критическую точку развития… Здоровье и будущность человечества несколько лет качались на весах судьбы, пока не победило новое и человечество в бесклассовом обществе не соединилось в одну семью».

Автор страстно проповедует мысль, что империалистические маньяки, угрожающие атомной войной, будут сметены с дороги человечества.

Обществу будущего, которое описывается в произведениях И. А. Ефремова, присущи глубочайший гуманизм и естественное миролюбие, органически вытекающие из самого характера общественных отношений, лишенных классового содержания и основанных на базе высокой культуры. Эта идея последовательно проводится автором не только в характеристике коммунистического общества на земле, но и в обрисовке общественного устройства мыслящих существ на других планетах. Автор убедительно опровергает досужие вымыслы буржуазных писателей, которые, как правило, изображали пришельцев с других планет в виде отвратительных и злобных существ, навязывающих людям земли кровавую истребительную «борьбу миров» при помощи смертоносного оружия, в том числе и ядерного.

Когда звездолетчики Земли из повести «Сердце змеи» готовились к встрече звездолета с другой планеты, один из них высказал опасение, не будут ли намерения экипажа чужого корабля враждебными. Командир заявил, ему:

«Исключено!.. Высшая форма общества, которая смогла победить космос, строить звездолеты, проникнуть в бездонные глубины пространства, смогла все это дать только после всепланетной стабилизации условий жизни человечества и, уж конечно, без катастрофических войн капитализма… Совершив подъем на высшую ступень коммунистического общества, человечество обрело космическую силу, и оно могло обрести ее только этим путем, другого не дано!»

Все эти высказывания, вкладываемые автором в уста своих героев, не только правильны, но и в высшей степени актуальны. Они имеют большое воспитательное значение.

* * *

Читая научно-фантастические произведения И. А. Ефремова, все больше убеждаешься, что причина их успеха заключена в смелом проецировании в будущее ростков коммунизма, имеющихся в нашей действительности. И, наоборот, отдельные неудачи постигают фантаста именно тогда, когда он отрывается от сегодняшней практики.

Иными словами, самый безудержный полет фантазии достигнет цели, если он управляется с Земли. Ведь эти книги пишутся не для людей будущего, а для нас, современников, и они должны помогать народным массам в их великой борьбе за построение коммунизма.

Выступая на Всесоюзном совещании передовиков соревнования бригад и ударников коммунистического труда, Н. С. Хрущев говорил: «Ударников и бригады коммунистического труда по праву можно назвать пионерами будущего. Пионеры, как известно, идут впереди, прокладывают дорогу главным силам, но они не должны отрываться от этих сил, пытаться действовать обособленно…» Советские писатели научно-фантастического жанра — в образном смысле тоже пионеры, разведчики будущего, и они также не должны отрываться от нашей действительности.

Подобно тому, как известный герой греческой мифологии Тезей, отправляясь в лабиринт, чтобы уничтожить Минотавра, все время держался за нить Ариадны, прикрепленную у входа, так и советские фантасты, забираясь далеко в дебри будущих веков и тысячелетий, должны крепко держаться за нить современности. Когда мечта соприкасается с действительностью, говорил В. И. Ленин, тогда все в порядке, тогда можно мечтать.


М. СОЛОВЬЕВ




Политическое самообразование (М.). 1960. № 8. С. 104–109.