ПО ОРИЕНТИРАМ ЧУВСТВ

ИВАН ЕФРЕМОВ. Родился в 1907 г. С 1925 г. как палеонтолог работает в экспедициях в Закавказье, Средней Азии, Якутии... В пустыне Гоби он открывает наиболее крупное из известных кладбище динозавров.

В 1935 г. И. Ефремов окончил геологоразведочный факультет Ленинградского горного института, а через пять лет получил степень доктора биологических наук.

Все произведения И. Ефремова, начиная с «Рассказов о необыкновенном» и кончая «Лезвием бритвы», — звенья одной цепи, определяющей стремление писателя видеть в «реке времени» единый, диалектически развивающийся исторический процесс.

 

АНКЕТА «ЛГ»

Мы просим Вас ответить на следующие вопросы (на все либо только на часть из них). Мы будем Вам очень признательны, если на вопросы, представляющиеся Вам наиболее актуальными, Вы сочтете возможным дать развернутый ответ.

1. Чем Вы объясняете тот факт, что наука за последние десятилетия заняла столь важное место в жизни общества) Сохранит ли она и в будущем такое же место?

{Здесь печатный оригинал был поврежден — Примечание распознавателя}

Между тем в ответах сквозит еще старое понимание ученых как вольного содружества искателей истины. Вопросы: опасно — безопасно? Вредно — полезно? — нельзя решать без диалектического понимания единства противоположностей в социальной среде. Борьба за счастье человечества, ведущаяся на протяжении тысячелетий искусством, литературой, философией, слишком часто упускается из виду учеными. Это кардинальная ошибка в оценке науки, ее цели и смысла. Может произойти, что аморальная и бесчеловечная наука, действующая ради «истины», которую оценивает она сама, а не общество, будет выброшена за борт прогресса. Заменит ее гармонично сочетающаяся с великой потребностью людей в счастье и справедливости «Академия Горя и Радости».

С другой стороны, от дальнейшего развития науки зависит, утонет ли она в чудовищном нагромождении информации, заблудится ли в раздробленном знании или сумеет сочетать исследование деталей с широким синтезом и всеобъемлющим кругозором.

2. Какое научное событие последних лет в наибольшей степени взволновало Вас?

2. Меня взволновали высадка людей на Луне и первые загадки лунной геологии.

3. Какие наиболее важные научные открытия могут произойти в обозримом будущем? О чем Вы мечтаете?

3. По современному ходу исследований в ближайшие 20 лет я не ожидаю крупных открытий. Конечно. случай может нарушить и это предсказание, как произошло уже с множеством других.

Мечтаю об открытии полноценной и безвредной искусственной пищи.

4. Не может ли, на Ваш взгляд, быстрое развитие науки привести к каким-либо отрицательным последствиям?

4. Быстрое развитие науки уже привело к отрицательным последствиям: а) нагромождению неиспользованной информации, б) созданию нового типа профессионального ученого-карьериста, ставящего науку на службу собственным интересам или интересам тех, кто больше платит, в) очень малой эффективности в исправлении вреда, нанесенного природе неумелым научно-техническим «прогрессом».

5. Есть ли, по Вашему мнению, «запретные», с точки зрения морали, области научных исследований? Какие? Почему?

5. Для определения того, что именно запретно, нельзя отрывать науку от уровня общественного развития в целом. Сегодня, по-моему, запретны все исследования психического подавления личности и кондиционирования чувств, например проводимые профессором Дельгадо. В человечестве еще слишком много темных сил, которые мгновенно используют исследования этого типа для невиданного порабощения масс.

6. Могут ли существовать какие-либо основания для прекращения исследования, которое само по себе развивается успешно? Если да, то какие?

6. Основания для прекращения исследования не только могут, а должны существовать. Усложнение научных исследований, особенно физики и химии, поглощает значительную часть общественного дохода. Чтобы не превратить науку в экономическое бедствие, вероятно, надо соразмерять ее вклад в достижение счастья людей со средствами, потраченными на нее. Это трудно, но достижимо, если наука сумеет вновь заслужить доверие. которое она уже начала терять именно в вопросе человеческого счастья.

7. Мешает ли науке острый интерес к ней со стороны общественности?

7. Острый интерес общественности мешает науке, создавая ажиотаж вокруг недозрелых открытий. Многие ученые, особенно на Западе, начинают ощущать себя провидцами и предсказателями. Узкая специализация ведет к появлению ученых — людей, весьма невежественных вне своих узких областей знания. Практически точные науки, не имеющие исторической базы, не могут ничего предсказывать (кроме астрономии и астрофизики).

8. Не кажется ли Вам, что после периода всеобщего увлечения точными науками наступает период некоторого охлаждения по отношению к ним со стороны молодежи?

8. То, что происходит охлаждение молодежи к точным наукам, не только кажется, но это действительно так. Бесчеловечность точных наук в их настоящем развитии, привнесение в мир страшных опасностей заставляют молодежь обращаться к иным ключам миропонимания — наукам биологическим, геологическим, гуманитарным, искусству, философии.

9. Способны ли литература и искусство оказать определенное воздействие на развитие научно-технической мысли?

9. Литература и искусство способны оказать воздействие на научную мысль при условии одинаковой широты мышления и литератора, и его ученого читателя. Влияние хорошей литературы на воспитание морали нельзя переоценить, а ее борьба за светлое начало в жизни очень важна именно для науки, не имеющей ориентира чувств.

10. Не кажется ли Вам, что успехи естественных наук порождают у части ученых определенное пренебрежение к литературе и искусству? Если да, то как противостоять этому?

10. Я уже отмечал, что колоссальное нарастание фронта науки и числа ученых породило тип невежественного ученого, чрезвычайно узкого во всем, что не касается избранной им отрасли. Пренебрежение к литературе и искусству со стороны людей этого толка не удивляет. Необходима большая широта образования, ликвидация специальных школ, разнообразие труда, в том числе и физического.

11. Способствует ли само по себе занятие наукой воспитанию высоких нравственных качеств?

11. В прежние времена, когда ученый был бескорыстным искателем знания, его занятие способствовало выработке высоких моральных качеств. Сейчас, с появлением профессионалов-карьернстов, наука лишь отчасти воспитывает человека, требуя от него абсолютной честности в наблюдениях, эксперименте и самооценке (иногда нарушается и это условие — см. ответ на вопрос 7), дисциплинированного мышления н понимания ценности времени.

12. Хотели бы Вы, чтобы Ваш сын или дочь стали учеными? В какой области? Почему именно в этой?

12. Я хотел, чтобы мой сын стал ученым в той же области, в какой работаю и я, то есть в геологии и палеонтологии. Он стал геологом, но занялся практической работой, потому что развитие нашей геологии утратило главную ось ее теоретического и мировоззренческого интереса — историческую геологию, все более замирающую. Между тем история Земли н жизни имеет не только огромный интерес для миропонимания, но н очень важна практически для борьбы за будущее человека.

 

Источник:

Литературная газета. 1972. 12 января. С. 12.