П. К. ЧУДИНОВ
ТРИ ВРЕМЕНИ ИВАНА ЕФРЕМОВА
Предлагаемый читателю сборник рассказов и повестей принадлежит писателю и ученому, который не нуждается в рекомендациях и известен во всем мире. Его по справедливости считают одним из основателей современной научной фантастики. О его творчестве написано много статей, обзоров, рецензий, диссертаций. Его именем названы несколько вымерших древнейших животных, новый минерал, одна из малых планет Солнечной системы. В честь его учреждена литературная премия по фантастике; антология всемирной научной фантастики открывается его романом «Туманность Андромеды»; созданы клубы научной фантастики имени И. Ефремова в СССР и Болгарии; в отечественной фантастике существует направление — «Школа Ефремова»; постоянно действует литературно-краеведческий туристический маршрут «Тропою Ефремова»; один из гольцов Олекмо-Чарского нагорья был назван Подлунным по рассказу писателя «Голец Подлунный».
Уже более десяти лет творчеству Ефремова посвящаются литературно-художественные вечера, читательские конференции, учреждены и проводятся ежегодные ефремовские чтения, существует и работает комиссия по литературному и научному наследию писателя.
Интересно отметить, что в послевоенной истории Союза писателей СССР (Ефремов — член СП с 1945 г.) он остается единственным, кого пригласили в СП «автоматом», без заявления, рекомендаций и прочих атрибутов, доказывающих значительность и право кандидата.
Уже при жизни в литературных кругах его творчество классифицировали как «явление» или «феномен Ефремова». По признанию читателей, литературоведов и критики, уже одни ранние рассказы и повести ставят его среди крупных писателей. Приведем высказывание известного литературоведа и критика Е. П. Брандиса: «Творчество И. А. Ефремова, талантливого писателя и ученого-палеонтолога — одна из самых ярких страниц в истории советской научно-фантастической литературы. С большой убежденностью и страстностью Ефремов утверждает материалистическое познание мира, раскрывает в художественной форме взаимозависимость и взаимопроникновение различных явлений, природы, науки, культуры, истории. Познающий разум так же неисчерпаем, как и природа, — вот основная мысль, окрыляющая творчество Ефремова». Эти слова написаны в 1959 г. до появления других романов Ефремова, добавленных к «Туманности Андромеды».
В СССР и за рубежом Ефремова издавали более 400 раз, и только в нашей стране тираж его произведений приближается к 20 миллионам экземпляров. Конечно, тираж и популярность — не всегда показатель глубины, художественности творчества или социальной значимости писателя. Но и читатель бывает разный, так же как и уровень образованности или культуры. Популярность Ефремова, особенно среди молодежи, велика, и его книги как неотъемлемая часть вошли в «Золотую библиотеку», на которой воспитывались поколения юношества. Именно поэтому творчество Ефремова приобретает неоценимое значение особенно сейчас, когда социальный прогресс невозможен без гуманизации личности и укрепления нравственных норм и принципов. Читая и перечитывая Ефремова, мы лучше узнаем прошлое, глубже понимаем настоящее и с надеждой смотрим в будущее.
Творчество Ефремова еще долго будет объектом многих и разнообразных исследований, и в этом отношении недавнее возвращение читателям «забытого» на 18 лет романа «Час Быка» определенно смещает акцент к актуальности не только этого романа, но и большей социальной значимости всего его творчества, выходящего за пределы жанра научной фантастики.
При оценках и подходах к его творчеству нельзя ни на минуту забывать, что Ефремов прежде всего ученый-естественник, эволюционист, твердо стоявший на позициях диалектического материализма, но не того воинственно-невежественного и трескучего начетничества, которым была переполнена «передовая биологическая наука» времен Лысенко.
Представления Ефремова о диалектическом материализме естественно вытекали из его понимания близких ему наук: палеонтологии, геологии, истории природы вообще и совмещении их с эволюционной теорией Дарвина. Поэтому и история человечества особенно отчетливо рисовалась ему как продолжение все той же развертывающейся истории природы, но уже обогащенной человеческим сознанием. Этим базисам определяется и мировоззрение ученого и писателя — его философские представления о природе и обществе. Отсюда же его вера в человека и социальный оптимизм как вывод из философии, опирающейся на диалектику как метод познания. Возможно поэтому в своем понимании и видении исторического процесса он опередил многих современников. Лучшей иллюстрацией этого служат его романы, обращенные к изучению прошлого, настоящего и видению будущего.